Social Media Digest

Аналитика

Facebook нелегально собирает данные

20 декабря 2017 г. 2 191 Волоцкова Дарья Андреевна
Facebook нелегально собирает данные
Немецкое Федеральное антимонопольное ведомство обвинило популярную социальную сеть Facebook в нелегальном сборе данных своих пользователей.

Сообщается в заявлении инстанции, опубликованном во вторник.
Делицын Леонид (Эксперт, ГК "Финам") Делицын Леонид (Эксперт, ГК "Финам")

Непосредственной реакцией может быть небольшой по меркам Facebook штраф. Даже если он составит несколько миллионов долларов, на фоне выручки в 26 миллиардов штраф пройдёт незамеченным. Гораздо более серьёзные последствия могут ожидать Facebook дома, в США, где её могут ждать самые строгие санкции, вплоть до насильственного разделения на две компании. Главная угроза по мнению американского государства состоит в том, что Facebook допустил распространение политической предвыборной рекламы, предположительно оплаченной российскими источниками. А значит, иностранная держава могла влиять на мнения американцев через онлайн-канал. Опять-таки, само по себе это прегрешение, хотя и суровое, но не смертельное для бизнеса компании, а вот цепочка процессов, которые могут потянуться, способна привести, например, к запрету для Facebook на распространение новостного контента. И если обнаружится, что несмотря на “проколы” с рекламой гипотетически российского происхождения, Facebook не унялся, а продолжил сбор информации о пользователях – а значит, потенциальное таргетирование и в итоге предоставление рекламодателю ещё более эффективных инструментов рекламы – на это могут посмотреть косо.

Онищук Олег (юрист, Яковлев и Партнеры) Онищук Олег (юрист, Яковлев и Партнеры)

Для начала следует указать, почему фактом, связанным с получением и использованием Facebook персональных данных граждан Германии занимается Федеральное ведомство надзора за деятельностью картелей (антимонопольное ведомство ФРГ).

Если обратиться к «Исходной информации о процедуре Facebook в Федеральном ведомстве надзора за деятельностью картелей», опубликованной ведомством:

«Социальная сеть - это продукт, управляемый данными. Взаимодействие компании с личной информацией пользователя - это не только основание для вниманияОрганов по защите данных, но и для антимонопольных органов в том числе, в случае если доступ к данным является ключевым фактором для достижения конкурентной позиции компании на рынке».

​Проанализировав документ, опубликованный антимонопольным ведомством ФРГ, можно прийти к выводу, что основой для пристального внимания ведомстваявляется не само получение персональных данных, в том числе и от подконтрольных компаний Facebook (WhatsApp, Instagram), сколько использование полученных персональных данных для укрепления своих позиций на рынке.

Согласно предварительным результатам Федерального ведомства надзора за деятельностью картелей, Facebook занимает доминирующее положение на немецком рынке социальных сетей.

Учитывая, что Facebook вменяют получение персональных данных (в том числе и пользовательские действия) не только от подконтрольных компаний, но и от сервисов в которых интегрированы некоторые функции социальной сети (авторизация, комментарии, «поделиться» , «like»), а также от иных сторонних источников, которые обращаются к интерфейсам Facebook, - объём получаемой информации огромен. Ситуация осложняется тем, что вся полученная информация не только аккумулируется в головной компании, но и привязывается к учётной записи Facebook. Такого рода информация представляет собой огромный актив для компании, он может использоваться для предоставления рекламных услуг, для предоставления доступа для анализа и изучения наработанных данных и т.д., тем самым монетизируя популярность социальной сети и её доминирующего положения на немецком рынке.

Поскольку социальные сети являются продуктами, основанными и зависящими от данных, доступ к таким данным является конкурентным фактором. Таким образом, отсутствие доступа к сопоставимому, равноправному сбору данных может привести к дополнительным ограничениям для входа новой компании на рынок.

В данном будет применяться немецкое антимонопольное законодательство, в первую очередь. Не взирая на то что Facebook - американская компания, немецкое антимонопольное законодательство применяется в том случае, если факт или угроза ограничения конкуренциипроизошли в Германии.

Антимонопольное законодательство запрещает компаниям злоупотреблять своим положением.Антимонопольный орган отвечает за надзор за поведением доминирующих компаний на рынке. Сбор и иная обработка данных в Интернете - это высоко конкурентное деловое поведение, которое немецкий законодатель четко классифицировал как имеющее отношение к рынку

Антимонопольное законодательство Германии в основном использует три разных инструмента для защиты конкуренции в экономике.
Во-первых, это преследование картельных соглашений, которые могут быть санкционированы тяжелыми штрафами и даже тюремными заключениями в некоторых штатах.

Во-вторых, это контроль слияний, который регулируетзапланированные слияния компаний, чтобы определить, являются ли они опасными для конкуренции.

В-третьих, это инструмент контроля над злоупотреблениями.
Настоящее слушание о действиях Facebook является промежуточным шагом в процедуре контроля над злоупотреблениями, что дает компании возможность прокомментировать заявленные утверждения со стороны антимонопольного органа, представить дополнительные обоснования своей позиции или предложить решениевозникшего вопроса.

Федеральное управление по делам картелей осуществляет административное производство в отношении Facebook. Данный процесс может окончиться следующими вариантами развития событий: либо процесс прекратится, акомпания, в свою очередь, должна будет дать определенные обязательства, либо же антимонопольный орган запретитFacebook вести определённую деятельность (к примеру, не допустить использование головной компанией персональные данные, полученные от подконтрольных компаний).

Читайте также